План воспитательной работы

26 октября 2014 - Администратор

План воспитательной работы

филиала ФГБОУ ВПО «Ростовского государственного университета путей сообщения»

в г. Минеральные Воды

на 2013 -2014 учебный год.

В своей деятельности филиал ФГБОУ ВПО «Ростовского государственного университета путей сообщения» в области воспитательной работы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Концепцией воспитания студентов и учащихся ФГБОУ ВПО РГУПС, законодательством РФ, Уставом РГУПС, Правилами внутреннего распорядка, локальными нормативными актами РГУПС.

Основными принципами, в соответствии с которыми осуществляется Концепция в области воспитательной работы со студентами, являются:

  • гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса;
  • организация воспитания в ходе образовательного процесса;
  • сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней;
  • организация воспитания в учебном коллективе и через коллектив;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к объекту воспитания;
  •  согласованность и преемственность в воспитании;
  •  комплексный и оптимальный подход;
  • опора на положительное воспитание.

Главной целью воспитательной деятельности в филиале университета является формирование, развитие и становление личности студента - будущего специалиста, сочетающего в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России.

Осуществляемое в системе образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития будущих специалистов.

В соответствии с поставленной целью, были определены основные задачи воспитательной деятельности:

1. Организация воспитательной работы со студентами филиала РГУПС в учебное и внеучебное время.

2. Обеспечение единства обучения и воспитания в процессе подготовки специалистов.

3. Формирование у студентов чувства ответственности за результаты их учебной, научно-исследовательской деятельности, бережное отношение к материальной и социальной базе филиала университета.

4. Формирование оптимальной университетской среды, направленной на воспитание у студентов высоких духовных качеств, патриотизма, трудолюбия, ответственности и самодисциплины.

5. Содействие развитию студенческого самоуправления, организационная и методическая помощь в работе студенческих общественных объединений.

6. Организация работы по формированию здорового образа жизни, нетерпимого отношения антиобщественному поведению в студенческой среде и социальной среде.

7. Сохранение и преумножение традиции филиала РГУПС, пропаганда его истории, символики, престижности получения образования в РГУПС.

Система управления воспитательной деятельностью

Важнейшее место в обеспечении эффективности воспитательной работы в филиале принадлежит структуре управления воспитательным процессом. Она включает в себя: кураторство академических групп, студенческий совет, совет старост учебных групп.

Непосредственно ответственные за организацию и проведение воспитательной работы в филиале:

- Специалист по воспитательной работе, который осуществляет общее руководство и координацию воспитательной деятельности в филиале;
- Работа кураторов учебных групп является составной частью воспитательного процесса филиала РГУПС. Она направлена на формирование студенческих коллективов, интеграцию их в различные сферы деятельности филиала, на создание условий для самореализации обучающихся, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей.

Кураторы учебных групп в филиале РГУПС назначаются приказом директора. Их работа строится в соответствии с «Положением о кураторе учебной группы», основными направлениями и формами работы комплексного плана воспитательной работы со студентами филиала на учебный год.

Планирование и проведение воспитательной работы со студентами учебных групп отражается в журналах работы кураторов.

Основными формами работы кураторов с учебными группами являются: кураторские часы, экскурсии, праздничные вечера, индивидуальная работа с родителями, организация участия студентов в мероприятиях, проводимых в филиале РГУПС, в университете РГУПС, в рамках города Минеральные Воды и Минераловодского района.

Важную роль в структуре воспитательной деятельности в филиале играет культурно-массовая работа. Культурно массовая работа направлена на поиск, поддержку и развитие творчески одаренной молодежи. Привлечение студенчества к участию в художественной самодеятельности, совершенствование форм и методов проведения досуга, повышение уровня проводимых культурно-массовых мероприятий и исполнительского мастерства членов творческих коллективов.

Существенное место в системе воспитательной работы филиала занимает библиотека.

В течение учебного года сотрудники библиотеки организовывают тематические выставки, обзоры новинок литературы, готовят информационные стенды.

Организация и проведение внеучебной работы.

В соответствии с целями и задачами воспитания студенческой молодежи воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

1. Учебно-познавательная деятельность

2. Студенческое самоуправление

3. Гражданско-правовое воспитание

4. Героико-патриотическое воспитание

5. Духовно-нравственное воспитание

6. Эстетическое воспитание

7. Экологическое

8. Профессионально-трудовое воспитание

9. Физическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни 

10. Сотрудничество с молодежными организациями

Направлениями деятельности по достижению главной цели Концепции являются:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника университета важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанными с нею социальными функциями в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.       

Профессионально-трудовое воспитание предполагает решать следующие задачи:

формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

формирование социальной и коммуникативной компетенции студентов средствами всех учебных дисциплин;

формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда;

приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;

формирование творческого подхода, к самосовершенствованию в избранной специальности;

создание условий для творческой и профессиональной самореализации и др.

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

К числу показателей формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов социально ценных качеств личности: любви к Родине, к родной земле; высокой нравственности поведения в обществе и в семье; политической культуры и ответственности за будущее страны; доброты; коллективизма; упорства в достижении цели; готовности к сочувствию и сопереживанию; чувства собственного достоинства и справедливости. Все это требует наличия таких специфических морально-психологических качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения, желание жить, учиться и работать не только ради своих интересов, но и ради процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.         

Гражданско-патриотическое воспитание студентов филиала РГУПС предполагает решать следующие задачи:

- формировать у студентов гражданскую позицию и патриотическое сознание;

- формировать современное научное мировоззрение;

- формировать правосознание студентов, готовность каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Духовно-нравственное воспитание студентов является неотъемлемой частью всей воспитательной деятельности и пронизывает все ее направления. Задачи нравственного воспитания студентов таковы: формировать уважительное отношение к общественному долгу; воспитывать нравственную культуру и духовность, культуру общения; активизировать гражданскую позицию; создавать здоровый нравственно-психологический климат в коллективе; учить здоровому образу жизни.  

Первостепенная задача эстетического воспитания состоит в приобщении студентов, педагогов и сотрудников к культурным ценностям; в развитии эстетического вкуса; привлечении к активной культурной деятельности. Достигается это через развитую гуманитарную сферу:

- библиотеки, кафедры социально-гуманитарного цикла, учебные кабинеты, выставки и т.д.;

- проведение фестивалей;

- создание студенческих творческих объединений молодых поэтов, художников, команд КВН;

- привлечение студентов к участию в различных фестивалях и смотрах-конкурсах;

- подключение студентов, педагогов и сотрудников к эстетическому оформлению учебных кабинетов, аудиторий.

Основой методологического плана нравственного воспитания студентов является борьба с пьянством, курением, наркотиками. Её следует начинать с проблем, от решения которых зависит сохранение жизни, поддержание социальной стабильности и устойчивое в культурном отношении развитие личности и общества.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Спортивно-оздоровительное направление имеет важное значение для становления молодого специалиста. Здоровый образ жизни, личная ответственность за собственное здоровье формируется во многом системой физического воспитания в филиале РГУПС.

Данное направление подразумевает совокупность следующих мер:

- усвоения студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитания у них убежденности в необходимости регулярного занятия спортом и физической культурой;

- развития физической культуры будущего специалиста, как важного фактора его гармоничного развития, высокой профессионально-трудовой активности, эффективной организации здорового образа жизни, высокопроизводительного труда и творческого долголетия;

- сохранения и укрепления здоровья студентов, содействия правильному формированию и развитию;

- популяризации спорта, совершенствования спортивного мастерства студентов-спортсменов;

- формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Целью экологического воспитания является обеспечение экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Развитие экологической культуры позволяет в полной мере охватить всю систему взаимодействия человека с природой, окружающими его людьми на основе идеи гармонизации отношений человека с окружающим миром, что способствует становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе

Целью экологического воспитания является обеспечение экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Развитие экологической культуры позволяет в полной мере охватить всю систему взаимодействия человека с природой, окружающими его людьми на основе идеи гармонизации отношений человека с окружающим миром, что способствует становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе