План воспитательной работы
План воспитательной работы
филиала ФГБОУ ВПО «Ростовского государственного университета путей сообщения»
в г. Минеральные Воды
на 2013 -2014 учебный год.
В своей деятельности филиал ФГБОУ ВПО «Ростовского государственного университета путей сообщения» в области воспитательной работы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Концепцией воспитания студентов и учащихся ФГБОУ ВПО РГУПС, законодательством РФ, Уставом РГУПС, Правилами внутреннего распорядка, локальными нормативными актами РГУПС.
Основными принципами, в соответствии с которыми осуществляется Концепция в области воспитательной работы со студентами, являются:
- гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса;
- организация воспитания в ходе образовательного процесса;
- сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней;
- организация воспитания в учебном коллективе и через коллектив;
- индивидуальный и дифференцированный подход к объекту воспитания;
- согласованность и преемственность в воспитании;
- комплексный и оптимальный подход;
- опора на положительное воспитание.
Главной целью воспитательной деятельности в филиале университета является формирование, развитие и становление личности студента - будущего специалиста, сочетающего в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России.
Осуществляемое в системе образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития будущих специалистов.
В соответствии с поставленной целью, были определены основные задачи воспитательной деятельности:
1. Организация воспитательной работы со студентами филиала РГУПС в учебное и внеучебное время.
2. Обеспечение единства обучения и воспитания в процессе подготовки специалистов.
3. Формирование у студентов чувства ответственности за результаты их учебной, научно-исследовательской деятельности, бережное отношение к материальной и социальной базе филиала университета.
4. Формирование оптимальной университетской среды, направленной на воспитание у студентов высоких духовных качеств, патриотизма, трудолюбия, ответственности и самодисциплины.
5. Содействие развитию студенческого самоуправления, организационная и методическая помощь в работе студенческих общественных объединений.
6. Организация работы по формированию здорового образа жизни, нетерпимого отношения антиобщественному поведению в студенческой среде и социальной среде.
7. Сохранение и преумножение традиции филиала РГУПС, пропаганда его истории, символики, престижности получения образования в РГУПС.
Система управления воспитательной деятельностью
Важнейшее место в обеспечении эффективности воспитательной работы в филиале принадлежит структуре управления воспитательным процессом. Она включает в себя: кураторство академических групп, студенческий совет, совет старост учебных групп.
Непосредственно ответственные за организацию и проведение воспитательной работы в филиале:
- Специалист по воспитательной работе, который осуществляет общее руководство и координацию воспитательной деятельности в филиале;
- Работа кураторов учебных групп является составной частью воспитательного процесса филиала РГУПС. Она направлена на формирование студенческих коллективов, интеграцию их в различные сферы деятельности филиала, на создание условий для самореализации обучающихся, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей.
Кураторы учебных групп в филиале РГУПС назначаются приказом директора. Их работа строится в соответствии с «Положением о кураторе учебной группы», основными направлениями и формами работы комплексного плана воспитательной работы со студентами филиала на учебный год.
Планирование и проведение воспитательной работы со студентами учебных групп отражается в журналах работы кураторов.
Основными формами работы кураторов с учебными группами являются: кураторские часы, экскурсии, праздничные вечера, индивидуальная работа с родителями, организация участия студентов в мероприятиях, проводимых в филиале РГУПС, в университете РГУПС, в рамках города Минеральные Воды и Минераловодского района.
Важную роль в структуре воспитательной деятельности в филиале играет культурно-массовая работа. Культурно массовая работа направлена на поиск, поддержку и развитие творчески одаренной молодежи. Привлечение студенчества к участию в художественной самодеятельности, совершенствование форм и методов проведения досуга, повышение уровня проводимых культурно-массовых мероприятий и исполнительского мастерства членов творческих коллективов.
Существенное место в системе воспитательной работы филиала занимает библиотека.
В течение учебного года сотрудники библиотеки организовывают тематические выставки, обзоры новинок литературы, готовят информационные стенды.
Организация и проведение внеучебной работы.
В соответствии с целями и задачами воспитания студенческой молодежи воспитательная работа ведется по следующим направлениям:
1. Учебно-познавательная деятельность
2. Студенческое самоуправление
3. Гражданско-правовое воспитание
4. Героико-патриотическое воспитание
5. Духовно-нравственное воспитание
6. Эстетическое воспитание
7. Экологическое
8. Профессионально-трудовое воспитание
9. Физическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни
10. Сотрудничество с молодежными организациями
Направлениями деятельности по достижению главной цели Концепции являются:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника университета важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанными с нею социальными функциями в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.
Профессионально-трудовое воспитание предполагает решать следующие задачи:
формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
формирование социальной и коммуникативной компетенции студентов средствами всех учебных дисциплин;
формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда;
приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;
формирование творческого подхода, к самосовершенствованию в избранной специальности;
создание условий для творческой и профессиональной самореализации и др.
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
К числу показателей формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов социально ценных качеств личности: любви к Родине, к родной земле; высокой нравственности поведения в обществе и в семье; политической культуры и ответственности за будущее страны; доброты; коллективизма; упорства в достижении цели; готовности к сочувствию и сопереживанию; чувства собственного достоинства и справедливости. Все это требует наличия таких специфических морально-психологических качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения, желание жить, учиться и работать не только ради своих интересов, но и ради процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов филиала РГУПС предполагает решать следующие задачи:
- формировать у студентов гражданскую позицию и патриотическое сознание;
- формировать современное научное мировоззрение;
- формировать правосознание студентов, готовность каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Духовно-нравственное воспитание студентов является неотъемлемой частью всей воспитательной деятельности и пронизывает все ее направления. Задачи нравственного воспитания студентов таковы: формировать уважительное отношение к общественному долгу; воспитывать нравственную культуру и духовность, культуру общения; активизировать гражданскую позицию; создавать здоровый нравственно-психологический климат в коллективе; учить здоровому образу жизни.
Первостепенная задача эстетического воспитания состоит в приобщении студентов, педагогов и сотрудников к культурным ценностям; в развитии эстетического вкуса; привлечении к активной культурной деятельности. Достигается это через развитую гуманитарную сферу:
- библиотеки, кафедры социально-гуманитарного цикла, учебные кабинеты, выставки и т.д.;
- проведение фестивалей;
- создание студенческих творческих объединений молодых поэтов, художников, команд КВН;
- привлечение студентов к участию в различных фестивалях и смотрах-конкурсах;
- подключение студентов, педагогов и сотрудников к эстетическому оформлению учебных кабинетов, аудиторий.
Основой методологического плана нравственного воспитания студентов является борьба с пьянством, курением, наркотиками. Её следует начинать с проблем, от решения которых зависит сохранение жизни, поддержание социальной стабильности и устойчивое в культурном отношении развитие личности и общества.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Спортивно-оздоровительное направление имеет важное значение для становления молодого специалиста. Здоровый образ жизни, личная ответственность за собственное здоровье формируется во многом системой физического воспитания в филиале РГУПС.
Данное направление подразумевает совокупность следующих мер:
- усвоения студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитания у них убежденности в необходимости регулярного занятия спортом и физической культурой;
- развития физической культуры будущего специалиста, как важного фактора его гармоничного развития, высокой профессионально-трудовой активности, эффективной организации здорового образа жизни, высокопроизводительного труда и творческого долголетия;
- сохранения и укрепления здоровья студентов, содействия правильному формированию и развитию;
- популяризации спорта, совершенствования спортивного мастерства студентов-спортсменов;
- формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Целью экологического воспитания является обеспечение экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Развитие экологической культуры позволяет в полной мере охватить всю систему взаимодействия человека с природой, окружающими его людьми на основе идеи гармонизации отношений человека с окружающим миром, что способствует становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе
Целью экологического воспитания является обеспечение экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Развитие экологической культуры позволяет в полной мере охватить всю систему взаимодействия человека с природой, окружающими его людьми на основе идеи гармонизации отношений человека с окружающим миром, что способствует становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе