Статья Шевцова Александра Владимировича

26 октября 2014 - Администратор

arg

АиФ-СК №40. 01/10/2014
 

 

Серьезный подход. Как правильно выбирать предметы для сдачи ЕГЭ

Тысячи выпускников будущего года и их родители сегодня озабочены вопросом о выборе профильных предметов на ЕГЭ. Что выбрать, как не ошибиться с приоритетами? Об этом мы спросили Александра Шевцова, опытного педагога, преподавателя физики в филиале РГУПС города Минеральные Воды.

Беззаботные родители

Иван Петров, АиФ-СК: Александр Владимирович, в процедуру Единого государственного экзамена внесены изменения, о которых старшеклассникам и их родителям обязательно расскажут в школах. Но по-прежнему актуальным остаётся вопрос: какие критерии выбора профильного предмета должны быть основными?

3c4de78db79001566f5b248950b0a0d0Александр Шевцов: Пожалуй, этот вопрос нужно поставить несколько с иной точки зрения: в какой степени в выборе профильного экзамена должны участвовать родители выпускников. Ведь именно они будут материально поддерживать своих детей, будущих студентов. Именно родители могут, так сказать, «по-взрослому» подойти к проблеме профиля через призму будущего трудоустройства, уже сегодня задуматься, сможет ли выбранная сыном или дочерью профессия «кормить» их семьи, будет ли возможность профессионального роста?

– Вы полагаете, что родители над этими вопросами не задумываются?

– На мой взгляд, не в должной мере. Иначе как объяснить тот факт, что выпускники прошлого (да и позапрошлого) года в качестве экзамена по выбору предпочитают обществознание. До 90 % старшеклассников!

– Популярность экзамена, возможно, связана с тем, что он позволяет участвовать в конкурсе на множество специальностей в вузах по всей стране.

– Это так. Но надо понимать: образование сегодня стало отраслью бизнеса. А в бизнесе спрос рождает предложение. Но не кажется ли вам странным, что заказчики образовательных услуг (то есть, абитуриенты и их родители), равняются на «большинство», когда поступать будут всего в одно учебное заведение? Высшее образование могут давать сотни и тысячи скороспелых «академий» и «университетов», но ведь важен для студента только один вуз – его собственный.

Физика без лирики

– Выбрав обществознание на ЕГЭ, выпускник ограничивает себя «гуманитарными» направлениями в выборе будущей профессии.

– Конечно. И в этом нет ничего плохого, если выбор сознательный, взвешенный. Кстати, набрать конкурентоспособные 80-90 баллов по обществознанию так же трудно, как по любому другому предмету: помимо тестовых заданий, надо дать развёрнутый ответ на вопрос части «С». Тогда можно в престижный университет поступить и получить настоящую квалификацию. А вот просто «сдать» обществознание на 40-50 баллов, конечно, проще, чем, скажем, физику или химию. Но такие низкие баллы обрекают семью только на платную форму обучения студента, да и то – в негосударственных учебных заведениях, десятками тысяч выпускающих каждый год юристов-экономистов-психологов-менеджеров. Кто, где и когда сможет обеспечить работой всех этих «специалистов»? А если речь идет о юношах? Не будут ли они вынуждены оставить профессию, обучению которой отдали 4-5 лет жизни, потому что устроиться по ней просто невозможно? Им бы инженерные, мужские специальности выбирать: сейчас на рынке труда они очень востребованы. И зарплаты у современных инженеров немаленькие, и возможности карьерного роста. Но выбирать-то на ЕГЭ нужно физику!

– Всё так, но у многих молодых людей с точными науками ещё со школы возникают трудности. Есть и кадровая проблема, актуальная для нынешней школы, об этом нельзя забывать.

– К новым реалиям нужно уметь приспосабливаться, ведь перемены будут всегда: не только в детстве, но и во взрослой жизни. В прошедшие годы далеко не все выпускники, сдавая обязательный ЕГЭ по математике, могли выполнить хотя бы одно-два задания из части «С». В этом году экзамен по математике будет разделён на профильный (посложнее) и базовый (попроще). Конечно, у выпускников очень велик соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления. Ведь высокие результаты на ЕГЭ требуют специальной подготовки. И думать об этом нужно сейчас, а не в мае.

– «Специальная подготовка» – это репетиторы? Дорого...

– Мне вспоминается пушкинская реплика: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной...». У многих по-прежнему нет стремления вкладываться в образование детей (именно – в образование, а не в покупку диплома в рассрочку). А насчёт репетиторов скажу так: и в прежние времена (до ЕГЭ), готовясь к поступлению в хороший ВУЗ, надо было заниматься специально: на факультативах, дополнительных занятиях и с теми же репетиторами. Сейчас многие учебные заведения открывают курсы подготовки к ЕГЭ по разным предметам. И групповые формы подготовки не так дороги, как индивидуальные.

Научиться можно всему

– Иногда приходится слышать мнение: задания на ЕГЭ очень сложные. Не каждый учитель справится...

– В ЕГЭ ни один вопрос и ни по одному предмету не выходит за рамки школьной программы. Просто в школе надо… учиться! Мысль тривиальная, но многим старшеклассникам она сегодня кажется едва ли не абсурдной. Тут и от родительской позиции много зависит. Не секрет, что во многих семьях видят только проблемы современной школы, а вот активную жизненную позицию в детях не формируют. А между тем есть одна вечная истина: ничему нельзя научить, но всему можно научиться...

–… и получить диплом бакалавра! Ещё один камень преткновения для сегодняшних родителей… Многие не понимают, что такое двухуровневая система обучения. Вы не могли бы пояснить?

– Введение бакалавриата и магистратуры в практику российской высшей школы связано со стремлением «вписаться» в европейскую образовательную траекторию. Степень бакалавра можно приравнять к статусу «неоконченное высшее образование». В магистратуру надо будет снова поступать (кстати, условиями этого поступления и расценками за обучение в магистратуре родителям и старшеклассникам надо интересоваться уже сейчас). Есть ВУЗы, которые сохранили одноуровневую систему подготовки, так называемый специалитет, где после пятого курса можно получить, например, полноценный диплом инженера.

– Сейчас столько информации о ВУЗах – от рекламы просто некуда деться. Как разобраться в этом потоке информации?

– Интернет сегодня есть, пожалуй, у всех. Наберите в поисковике «Рособрнадзор». Там вы найдёте «чёрный» список 126 ВУЗов, лишённых аккредитации в прошлом году. Несложно сделать простейший анализ, чтобы понять, какие «заведения» закрываются. И будут закрываться впредь!

– Закрываются негосударственные институты и академии, специализирующиеся на подготовке тех самых «юристов-экономистов»?

– Не только. Иногда и солидные государственные ВУЗы грешат тем, что открывают у нас, «в провинции», свои филиалы. В расчёте, как ни обидно, на нашу наивность: многие соблазняются словами «Московский» или «Санкт-Петербургский» в названии! А ведь стоит только задать себе вопрос: «В эти филиалы будут ездить столичные профессора?» Нет, конечно. Ну, и что тогда в них столичного?

– Простите, но у нас в Минеральных Водах тоже филиал Ростовского университета путей сообщения. Из Ростова профессора ездят?

– Для преподавания спецпредметов – конечно, ездят! И диплом защищается в Ростове. А вот государственную аккредитацию (проводится раз в шесть лет) в 2012 году филиал прошёл как самостоятельное учебное заведение. И показатели ежегодного мониторинга ВУЗов у нас самостоятельные (http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/reg_10702.htm).

ЕГЭ – не «страшилка»

– Как думаете, ЕГЭ когда-нибудь отменят?

– Не понимаю я этих трепетных ожиданий. Кто-то из наших юных земляков серьёзно готовится к ЕГЭ и поступает (бесплатно!) в лучшие ВУЗы страны. А кто-то ждёт возврата к «классическим» экзаменам, которые в последние десятилетия сводились к формуле: один решил – и все решили. Юмористы и популисты в телевизоре вовсю веселят народ, выставляя ЕГЭ на посмешище. Или делая из него «страшилку» на потребу публике. А это просто новая форма школьного экзамена. Процедуру самого экзамена и подготовки к нему, разумеется, необходимо совершенствовать. В прошлом году, например, ответы на вопросы частей «А» и «Б» массово списать не удалось – у школьников Дальнего Востока были другие варианты. А в Интернете были выложены неправильные ответы – мошенники не имели доступа к правильным. Результат? По родному русскому языку некоторые и до сниженного предела в постыдные 22 балла не дотянули! Зато те немногочисленные выпускники, что рискнули выбрать экзамен по физике, практически поголовно заняли бюджетные места: по востребованным специальностям в государственных ВУЗах бюджетных мест в 2014 году было больше, чем когда-либо. Так что пожелаем старшеклассникам приобрести и укрепить «привычку к труду благородную». А родителям – умения искать и правильно оценивать информацию. Дороже детей и важнее их судеб у нас ничего нет и быть не может. Во все времена.

arg1