Статья Савченко Станислава Васильевича

29 октября 2014 - Администратор

Дороги трудны, но хуже без дорог…

Вопросы  карьерного роста молодёжи  актуальны и непросты. Предлагаем Вашему вниманию интервью с  директором филиала Ростовского государственного университета путей сообщения в г. Минеральные Воды Станиславом Васильевичем Савченко.

Корр: Станислав Васильевич,  вы возглавили известное в городе и в крае  высшее учебное заведение в возрасте, когда многие ваши ровесники считают  для себя возможным пользоваться материальной  поддержкой родителей  на правах «ищущих себя» детей.  Что позволило Вам занять пост руководителя такого ранга в Ваши  тридцать с небольшим?

С.В.:  Трудно ответить однозначно. Но, пожалуй, главным фактором моего карьерного роста я считаю  удачный профессиональный выбор.  Ведь  я и мои  сверстники  окончили школу в «лихие девяностые», когда ломались привычные представления о роли образования  в жизни  каждого человека и страны в целом, о том, какие профессии являются «престижными», «перспективными».  Именно в эти годы  диплом о высшем образовании стал превращаться в объект купли-продажи, а  самыми «крутыми» профессиями  стали  так называемые «юристы-экономисты».  

Корр:  А Вы вопреки модным  течениям решили стать инженером…

С.В.:   Решил! Всегда считал и считаю, что  профессии, связанные с техникой, – очень «мужские» по своей сути: требуют развитого  абстрактно-логического мышления, понимания законов механики, движения. Здесь же и  мужская воля нужна: учиться на инженера всегда было не так просто: чертежи, расчётно-графические работы... А  теормех и сопромат? (кто «в теме», тот меня поймёт).

Корр:  Вы учились в Минераловодском филиале РГУПС, который сейчас и возглавили?

С.В.:    Да, первые полтора года. Потом – головной ВУЗ: диплом инженера путей сообщения защищал в Ростове-на-Дону. Это обычная схема для тех, кто поступает в филиал, только теперь сроки обучения в Минеральных Водах – 2 или 3 года в зависимости от специальности.

Корр:   Вы сами признались, что учиться было непросто. Значит, на  Вашу долю выпала «тяжёлая юность»?

С.В.:  Нет, конечно.  У меня была весёлая, деятельная и продуктивная юность: любимые виды спорта (велосипед и горные лыжи), работа слесарем и проводником в летний трудовой семестр, друзья… Понятно, что среди моих друзей не было и нет людей «расслабленных»: диван, пиво, игровая приставка и вечное нытьё о том, что диплом есть, а работы нет.

Корр:   У Вас проблем с трудоустройством не было?

С.В.:   В наше время – и совсем без проблем? Нереально.  Получив инженерный диплом, я работал и бригадиром, и мастером, и инструктором, и ревизором, пока не  «дорос» до начальника вагонного участка в Кисловодске, а затем – до заместителя начальника пассажирского вагонного депо.

Корр: Интересный послужной список! Трудовой путь от рабочей до руководящей должности за десять лет… Необычно для современного молодого специалиста!

С.В.:   Необычно – может быть, но совсем не уникально: выпускники РГУПС  могут сами трудоустраиваться и не обязательно на транспорт. Но я дорожил своим инженерным  дипломом и временное несовпадение желаний и возможностей катастрофой не считал. Поэтому с железной дороги в «свободное плавание» не ушёл, а работа «с низов»  дала мне и опыт для профессионального роста, и материальную  независимость. Кстати, сейчас  статус «молодого специалиста» не предоставляет  почти ни одна отрасль, кроме военных и транспортников:  ОАО «Российские железные дороги» тесно сотрудничает с  РГУПС, обеспечивая «заказ» специалистов, их трудоустройство.  Именно поэтому безработных железнодорожников не бывает. Если речь идёт о  настоящем специалисте, разумеется…

Корр: А возможность заработать хорошие деньги во время трудового семестра?   Для студентов РГУПС она всё ещё существует?

С.В.: Да, наш Минераловодский филиал уже несколько лет прочно держит кубок «Лучший студотряд Ставрополья», потому что каждое лето РЖД предоставляет  студентам выгодную сезонную работу: многие вообще самостоятельно оплачивают своё обучение. Опять же не утверждаю, что это легко, но многие парни уже поняли: сидеть до тридцати лет на шее у родителей – не по-мужски…. Мне кажется, современному молодому человеку очень важна  суть этого понимания... Всё меняется и очень быстро: сегодня выигрывает тот, кто способен уловить «ветер перемен».  А он  явно повернулся в сторону приоритетности  и престижности технического образования.  

Корр:  Итак, Вы  возглавили  единственный в крае железнодорожный ВУЗ, который   в городах Кавказских  Минеральных Вод хорошо знают, правда,  не как   РГУПС, а  как  РИИЖТ.  Какие у филиала перспективы?

С.В.:  Как у всех серьёзных государственных ВУЗов: перспектива конкуренции с  многочисленными  «коммерческими» заведениями, которые   свой «товар» хорошо рекламируют:  и цены за обучение у них низкие, и названия специальностей – заманчивые  и красивые.  Иногда даже загадочные!  Наверное,  ещё три-четыре года  многие  выпускники  школ  и их родители  будут «вестись»  на эти рекламные приёмы и   руководствоваться порочными принципами поиска путей полегче:  физика и математика слишком сложны!  Значит,  надо, не напрягаясь,  сдать  ЕГЭ по обществознанию баллов на 50 – и пополнить собой многотысячные ряды студентов скороспелых «академий» и «университетов», ежегодно открывающихся (и закрывающихся!)  в наших благодатных краях. Но сегодня  многие осознали: диплом диплому –  рознь, даже если он называется документом «государственного образца». Наш РГУПС уже 85 лет  обеспечивает просто ГОСУДАРСТВЕННЫЙ диплом!

Корр:  И бюджетные места  у вас есть?

С.В.:  Конечно, как в любом государственном ВУЗе.  Только ЕГЭ надо сдать хорошо.

Корр:  И  насколько «хорошо»?

С.В.: Да никакого секрета:  в приёмную кампанию 2014 года практически все выпускники, рискнувшие сдать ЕГЭ по физике, заняли бюджетные (значит, бесплатные!) места   в различных ВУЗах  страны и региона, в том числе и в РГУПСе.  Минимальный балл по математике при этом  мог быть не очень высоким:  до 60. Ну, а тем,  кто сдал похуже, пришлось обучаться на договорной основе, т.е. платить за обучение.

Корр:  И много платить?

С. В. :  Опять же - в зависимости от избранной специальности: надо узнавать конкретно. Во всех государственных (подчёркиваю – государственных!) ВУЗах расценки не низкие, но реальные и стабильные.  Тут, по-моему, семье и выпускнику надо думать не столько о том, сколько платить, сколько  о том, за что ты, собственно,  платишь.

Корр:  И всё-таки, что потом, когда получен диплом РГУПС?

С.В.: Уверенная карьера (при желании, конечно).  ОАО «РЖД» серьёзно помогает на начальном этапе профессионального становления: молодым специалистам выплачиваются «подъёмные», обеспечивается возможность корпоративного кредитования для приобретения жилья. Но главное – это возможность самореализации!

Корр:   А экономическое отделение в вашем филиале есть? У всех есть...

С.В.: Есть, конечно. Но сотрудники кафедры гуманитарно-экономических дисциплин, следуя запросам работодателей,  завершили  разработку методик для  преподавания такого нового направления,  как логистика и управление цепями поставок. Заявки  от работодателей на специалистов этого профиля  сейчас буквально шквалом сыплются!  Ведь города КМВ были, есть и будут крупными транспортными узлами, поэтому  логистические  центры открываются и  строятся именно здесь.   Кроме того, ОАО «РЖД» открыло два  дочерних  зависимых общества: «РЖД-логистика» и «ФПК-логистика».

Корр:    Для «логистов» тоже ЕГЭ по физике нужен?

 С.В.:   Нет, по  математике и  обществознанию.  В этом году, очевидно, будущим экономистам и менеджерам придётся выбрать на ЕГЭ профильную математику.  Это непросто, но повторюсь:  сегодня самый верный компас в выборе будущей профессии –  востребованность на рынке труда!  Например, неудовлетворённый спрос на логистов в нашем регионе  сегодня составляет от 59% до 93% по различным отраслям.

 Корр: Многие родители и выпускники школ  сейчас  обеспокоены процессом закрытия филиалов. Известно, что некоторые филиалы в Пятигорске, Кисловодске, Невинномысске, Минеральных Водах были закрыты: не прошли аккредитации. Как  с этой проблемой в вашем филиале?

С.В: Сомнения совершенно оправданы. Но государственные ВУЗы, особенно инженерного профиля – это особое дело. Наш Минераловодский филиал успешно прошёл  процедуру аккредитации в 2012 году и получил Сертификат Министерства образования России. Соответствующие документы лично может увидеть любой абитуриент.

Корр: Спасибо за беседу.  Да, для тех, кто сегодня безответственно относится к вопросам профессионального выбора  ни  один ветер не будет попутным.