Статья Рязанова Ивана Евгеньевича

26 октября 2014 - Администратор

ИНФОРМ-Бюро                                      № 13 от 1 апреля 2014 

Выбрал ЕГЭ по обществознанию? Тогда профессия логиста – для тебя…

Предлагаем Вашему вниманию интервью с кандидатом экономических наук, доцентом, заведующим кафедрой «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» филиала Ростовского государственного университета путей сообщения  в. Минеральные Воды Иваном Евгеньевичем Рязановым.

Корр: Иван Евгеньевич!  В одном из предыдущих номеров нашей газеты было опубликовано итервью с заведующей кафедрой естественнонаучных и инженерных дисциплин Минераловодского  филиала РГУПС. Ваша коллега рассказала об инженерных специальностях, которым обучают в этом известном ВУЗе. Она же сослалась на Вас как на специалиста, способного дать исчерпывающую информацию о других, не инженерных,  профилях обучения, в частности, о новом  — логистике. Не могли бы Вы разъяснить нашим читателям, что это за профессия? Насколько мне известно, специалистов по этому профилю не готовит в нашем регионе ни один ВУЗ, кроме вашего.

И.Е.: Экономико-географическое положение региона КМВ делает его уникальным с точки зрения конкурентных преимуществ. Транспортные системы активно развиваются, в особенности железнодорожное и авиационное сообщение. Уже сейчас  в окрестностях Минеральных Вод построены многочисленные транспортные развязки, связывающие города-курорты региона с Центром. Все это не только благоприятно влияет на приток инвестиций, но и делает востребованными такие профессии, как логист, менеджер транспортного хозяйства.

Корр:  Это ведь не новая для транспортных систем специальность. Так почему же раньше у нас не готовили специалистов этого направления? Что послужило исходным моментом для   открытия профиля «Логистика и управление цепями поставок» в  Минераловодском филиале РГУПС?

И.Е.: Логист –  действительно одна из старейших профессий, уходящая своими корнями вглубь веков.  Однако был в нашей стране период, когда  многие перевозчики  могли и не задумываться о цене «холостых» рейсов (по принципу -  «всё вокруг колхозное…»).  Например, привезли  в Минеральные Воды стройматериалы из Сибири, а в обратный путь состав отправляется порожняком, т.е. в качестве  основного товара – в прямом смысле,  воздух.  Сейчас перевозчики (в том числе и РАО РЖД)  не могут позволить себе такой расточительности. Вот и появилась острая потребность в логистах.

Корр:  Это «кабинетная» работа?  Менеджер-логист  связан  со складским хозяйством? С работой экономиста?

И.Е.: Если абстрагироваться от сложных терминов и понятий и попытаться коротко объяснить принципиальную разницу между логистом и экономистом, то, полагаю, можно выделить следующие основные отличия. Логиста в первую очередь интересует все, что движется из пункта «А» в пункт «Б», «В» и т.д., как и с какой скоростью происходит движение и кто управляет этой системой движения. Экономиста в большей степени заботят вопросы: «Почему происходит движение товаров (работ, услуг) в принципе»? «Как оценить такое движение и обеспечить его экономическую эффективность»?

Корр:   Если рынок труда для экономистов уже заполнен, то что Вы можете сказать о востребованности  логистов? Они нужны? Где?

И.Е.:  Очень нужны! На любом транспортном предприятии, в любом специальном логистическом центре, ведь недозагруженность транспортных систем, некачественные  управленческие решения приводят к снижению  их работоспособности. В результате происходит рост логистических издержек, а эффективность транспортных услуг снижается, что негативным образом сказывается на экономике  предприятия. Попросту – бьёт по карману. Поэтому сегодня работодатель готов платить хорошую заработную плату специалисту, который поможет ему сэкономить значительные средства за счёт удешевления перевозок.

Корр:  То есть, следуя за потребностями рынка труда вы и открыли в своём филиале это направление подготовки?

 И.Е.: Да,  с 2012 года наряду с экономическим направлением  Минераловодский филиал РГУПС активно реализует и менеджмент по профилю «Логистика и управление цепями поставок». Выбор в пользу менеджеров-логистов был продиктован  тем, что на территории КМВ в настоящее время воплощается несколько крупномасштабных проектов по строительству логистических центров, парков, складов, зон обслуживания и т.д.  Мы не сделали ещё ни одного выпуска логистов, а заявки на них  от работодателей уже сейчас регулярно поступают.

Корр:  Какой  ЕГЭ   должен выбрать абитуриент, чтобы обучаться профессии логиста?

И.Е.: Помимо обязательных (русского и математики),  – экзамен по обществознанию. Хотя в процессе обучения студент получит  профессиональные знания во многих областях: математика, психология, системный анализ, менеджмент и др. Такой синтез информации позволяет принимать нестандартные, более яркие, если хотите, управленческие решения. Именно это  делает профессию логиста уникальной по своей природе и весьма востребованной на рынке труда.

Корр:  Эта профессия связана с компьютерной техникой?

И.Е.: Разумеется. Если раньше логисты, как и экономисты,  вынуждены были пользоваться громоздкими «гроссбухами», то сегодня именно  информационное технологии открывают все новые и новые возможности в обеспечении эффективности логистических систем, отдельных ее звеньев. Они позволяют достаточно быстро свести поставщика с потребителем и обеспечить соответствующий «логистический коннектинг» между ними. К тому же не следует забывать, что информационные технологии существенно снижают логистические издержки, позволяют не только отслеживать грузопотоки, но и выполнять их анализ в процессе движения груза, что было невозможно делать еще несколько десятилетий назад. Нужен, конечно, соответствующий, специально обученный для этих целей персонал.

Корр: Абитуриенты могут рассчитывать на бюджетные места?

И.Е.: Конечно. Сдав каждый из экзаменов  не ниже, чем на 70 баллов (вторичных, разумеется), выпускник средней школыимеет  реальную возможность поступить на бюджетную форму обучения. Значительное облегчение для семейного бюджета! Стипендия у нас, как и во всей стране, невысока: 1200 рублей.  Но обучаться бесплатно – это сегодня очень престижно!  Если  же  суммарный балл  по ЕГЭ невысок (160-200 баллов), можно поступить на договорную форму обучения. У нас, в  филиале государственного ВУЗа, расценки приемлемые – от 60 до 70 тысяч в год. На самом деле обучение  специалиста в высшем учебном заведении стоит гораздо дороже, но и здесь затраты частично покрывает государство.

Корр: Я так понимаю, что выпускники вашего филиала получат диплом Ростовского государственного университета путей сообщения.

И.Е.: Да. Надо заметить, что  на протяжении всего срока обучения  ведется постоянный контроль  качества знаний  со стороны головного ВУЗа (через систему онлайн-тестирования).  Аналогов в городе нет. К тому же  у нас в филиале  имеется  мощная лабораторная  и производственная  база (сеть структурных подразделений СКФ ОАО «РЖД», крупнейшее в стране вагоноремонтное депо в г. Минеральные Воды и др.). Обучения ведется с использованием  лицензионных программ новейших модификаций (AutoCAD, MatCAD). Преподавание спецпредметов   осуществляют лучшие педагоги КМВ и Ростова-на-Дону. Студенты имеет возможности получения дополнительных образовательных ресурсов через систему «Электронный университет» (аналогов  в регионе тоже нет).

Корр: Диплом выпускники защищают тоже здесь, в Минеральных Водах?

И.Е.: Нет. Логисты учатся у нас 3,5 года. Последний семестр будущие выпускники продолжают обучаться в головном вузе, в Ростове-на-Дону. Это продиктовано, прежде всего, сохранением преемственности обучения в системе «филиал-головной ВУЗ». На последней стадии обучения,  в «выпускном семестре», студент  интегрируется в университетскую систему РГУПС, получает широкие возможности для раскрытия творческого и научного потенциала. Но уже после адаптации в филиале! С гарантией, что не  потеряешься, не сойдёшь с дистанции в городе-миллионнике!

Корр: Да, глобализация, сетевые технологии, усиливающиеся интеграционные процессы на региональном, страновом и международном уровнях невозможны  сегодня без развития транспорта. Наверное, поэтому снова популярными и востребованными становятся специальности, связанные с железной дорогой.

И.Е.:  Надо добавить, что обучение в нашем филиале престижно,  поскольку подкрепляется довольно высоким рейтингом РГУПС. Университет является одним из крупнейших транспортных ВУЗов России: 7 место из 51 среди транспортных вузов РФ и 146 -  из 1541 ВУЗов  в целом по России.

Корр: Спасибо, Иван Евгеньевич, за исчерпывающую информацию. Остаётся только пожелать выпускникам  и их родителям верных ориентиров в выборе будущей профессии.