Статья Омаровой Анны Дмитриевны
ИНФОРМ-Бюро от 04 марта 2014 г.
Пора мужчинам вернуться в мужские профессии…
Предлагаем Вашему вниманию интервью с кандидатом физико-математических наук, доцентом, заведующей кафедрой естественнонаучных и инженерных дисциплин филиала Ростовского государственного университета путей сообщения в. Минеральные Воды Анной Дмитриевной Омаровой.
Корр: Анна Дмитриевна, тысячи семей сейчас озабочены вопросом о выборе будущей профессии для выпускников школ. В последнее время эта проблема явно выходит за рамки традиционного «Куда пойти учиться?» Как Вы думаете, какие критерии должны быть основными при выборе профессии?
А.Д. Омарова: Можно я отвечу на Ваш вопрос не как доцент и преподаватель, а как мать студента второго курса?
Корр: Конечно, это очень интересно.
А.Д. Омарова: Мы с сыном, определяясь с выбором, думали, прежде всего, о том, где он будет работать, сможет ли выбранная профессия «кормить» его будущую семью. Вообще, будет ли у него работа, возможности профессионального роста? Выбор был непростой, признаюсь. Дополнительно пришлось заниматься, особенно в выпускном классе. Знакомые спрашивали: «Не проще устроить сына в «свой» ВУЗ?» Конечно, проще. Но я категорически против такой «простоты»: диплом получить и классным специалистом стать – разные вещи (это уж Вы мне как работнику Высшей школы поверьте). Профессию освоить можно только самостоятельно. Поэтому сын поступил в Северокавказский федеральный университет и учится в Ставрополе.
Корр: Простите за нескромный вопрос: и сколько стоит обучение в таком университете?
А.Д. Омарова: Точно не помню, кажется около 50 тысяч семестр. Нас это не особенно интересовало: сын поступил на бюджетную форму обучения.
Корр: На бюджетную? Насколько это возможно? Честно говоря, многие воспринимают такую возможность как некий миф.
А.Д. Омарова: Почему «миф?». Каждый год государственные ВУЗы, в том числе и на Ставрополье, выделяют тысячи бюджетных мест для выпускников. Чем востребованнее на рынке труда профессия, тем больше соответствующих бесплатных мест в каждом учебном заведении.
Корр: Вы можете назвать эти «востребованные» профессии?
А.Д. Омарова: Мне кажется, все это знают: нужны врачи, учителя, инженеры всех профилей. Не просто нужны, а необходимы и в значительных количествах.
Корр: Да, но расхожее мнение склоняется к тому, что эти виды деятельности не престижны и низко оплачиваются.
А.Д. Омарова: Всё меняется и очень быстро. Сегодня выигрывает тот, кто способен уловить изменения в любой сфере жизни, в том числе и в этой, профессиональной. Например, звание «инженер» действительно было обесценено, ещё в советские времена. Инженеров было очень много, уровень их подготовки часто оставлял желать лучшего, а уж зарплаты… Вспоминать не хочется. Сейчас картина принципиально иная: любое транспортное, промышленное, строительное, сельскохозяйственное предприятие остро нуждается в «технарях» и инженерах. Старая, ещё советская, гвардия уже заканчивает свой трудовой путь. Молодые инженеры сейчас совсем неплохо зарабатывают, в зависимости от отрасли, конечно. Хотя дачу на Канарах и «Бэнтли» последней модели в первые годы работы молодой специалист вряд ли сможет купить.
Корр: Вы работаете в Минераловодском филиале железнодорожного ВУЗа, в Минеральных Водах его хорошо знают, правда, не как РГУПС, а как РИИЖТ. Кого этот филиал выпускает сейчас? Какие у выпускников перспективы?
А.Д. Омарова: Прежде всего, выпускает инженеров, конечно. Специалистов по эксплуатации железных дорог, по наземным транспортно-технологическим средствам, подвижному составу, системам обеспечения движения, по строительству дорог, мостов, тоннелей. Выпускники-инженеры могут сами трудоустраиваться и не обязательно на транспорт. А могут воспользоваться распределением и практически забытым (советских времён!) статусом «молодой специалист». Его не предоставляет сегодня почти ни одна отрасль, кроме военных и транспортников. Вот Северо-Кавказское отделение ОАО «РЖД» – такое счастливое исключение: оно тесно сотрудничает с Ростовским университетом путей сообщения, обеспечивает «заказ» специалистов, их трудоустройство.
Корр: И бюджетные места у вас есть?
А.Д. Омарова: Конечно, как в любом государственном ВУЗе. Только ЕГЭ надо сдать хорошо.
Корр: И насколько «хорошо»?
А.Д. Омарова: Да опять никакого секрета: общероссийское требование для претендентов на бюджетное место – не ниже 70 баллов (вторичных!) за каждый предмет. По старой шкале оценок – это «четвёрки»! Не так уж и страшно! Ну, а тем, кто сдал предметы с более низкими баллами, придётся обучаться на договорной основе, т.е. платить за обучение.
Корр: И много платить?
А.Д.Омарова: В зависимости от избранной специальности: надо узнавать конкретно. Во всех государственных (подчёркиваю – государственных!) ВУЗах расценки не низкие, но реальные и стабильные. Тут, по-моему, семье и выпускнику надо думать не столько о том, сколько платить, сколько о том, за что ты, собственно, платишь. Честное слово, иногда удивляюсь названиям некоторых профессий! Звучит замысловато, красиво и даже загадочно, а реального применения – в природе не существует! Так за что платили пять лет? Неужели за фантик? С этим, по-моему, лучше разобраться «до», а не «после».
Корр: Всё так, но для «востребованных» профессий нужны физика или химия. А с преподаванием этих предметов в школах большие проблемы!
А.Д. Омарова: Я знаю. Преподавая высшую математику, я сталкиваюсь иногда с крайне низким уровнем подготовки и по этому базовому предмету. Далеко не все выпускники, сдавая обязательный ЕГЭ по математике, могут выполнить хотя бы 1-2 задания из части «С». А без этого какие могут быть разговоры о бюджетном месте в ВУЗе? Очень жалко выпускников, особенно юношей. Куда им с «гуманитарным» набором предметов? В юристы-экономисты? Это достойнейшие профессии (особенно если обучение качественное!), но рынок труда диктует условия, и с ним не поспоришь!
Корр: Так что же делать нынешним выпускникам? Особенно тем, кто учился не очень хорошо? Плыть по течению? Поступать по принципу «Куда все – туда и я»?
А.Д. Омарова: По-моему, это, по меньшей мере, безответственно, вы уж простите. В нашем филиале учатся ребята из школ Минеральных Вод, городов и посёлков Кавмингруппы, из сёл Минераловодского района, всего Ставрополья и из национальных республик. Иногда их подготовка отличается хорошим уровнем: часто радуют выпускники крупных сельских школ: Прикумской, Нижнеалексанровской, школ Александровского, Георгиевского и Андроповского районов. Но бывает, что «познания» первокурсников, особенно в области точных наук, просто шокируют… Такое впечатление, что молодые люди просто нигде и ничему не учились… Но у нас замечательные преподаватели, лаборатории, оборудование. Поэтому на первых двух курсах парни, что называется, «догоняют»: ликвидируют пробелы в знаниях по физике, математике, начертательной геометрии.
Корр: Черчения во многих школах сейчас вообще нет…
А.Д. Омарова: Плохо, но поправимо. Уже во втором семестре первого года обучения наши будущие гении технической мысли строят чертежи в программе «AutoCAD». Это надо видеть!
Корр: Интересно?
А.Д. Омарова: Студенты в таких случаях говорят - «круто». Программа-то специальная и самой последней версии.
Корр: А экономическое отделение в вашем ВУЗе есть? У всех есть...
А.Д. Омарова: Есть, конечно. Но об особенностях экономического профиля, о менеджменте лучше поговорить со специалистом. Кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин в нашем филиале заведует молодой учёный, кандидат экономических наук, доцент И.Е.Рязанов. Сотрудники его кафедры сейчас озадачены разработкой методик для совершенствования преподавания такого нового профиля, как логистика и управление цепями поставок. Заявки от работодателей на специалистов этого профиля сейчас буквально шквалом сыплются! Ведь наш город был, есть и будет крупным транспортным узлом, поэтому логистические центры открываются и строятся именно здесь.
Корр: Для «логистов» тоже ЕГЭ по физике нужен?
А.Д. Омарова: Нет, по обществознанию. Кстати, многие юноши, поступив с «гуманитарным» набором ЕГЭ на экономическое отделение или на менеджмент, после первой сессии переводятся на инженерные факультеты. Это несложно. Я думаю, многие парни уже поняли: пора мужчинам возвращаться к мужским профессиям. Судьбе «офисного планктона» ведь не позавидуешь! Особенно если в эту (в общем-то, бесперспективную) сферу попадает молодой мужчина…
Корр: А девушки в вашем ВУЗе есть?
А.Д. Омарова: Конечно, есть: на менеджменте и экономике девушек много, на инженерных специализациях – поменьше, но тоже есть. Кстати, так случилось, что именно девушки, обучающиеся по инженерным специальностям, получают у нас повышенную стипендию, а это – не много не мало – 8 тысяч в месяц! Вот тебе и слабый пол! Наверное, у девушек чувство ответственности более развито. Но если парень правильно определился с выбором жизненного пути, если сумел преодолеть трудности первых лет учения, он всё равно обгонит сверстницу, даже очень талантливую. А мы, женщины, и не против: обгоняйте! На то вы и мужчины…
Корр: Многие родители и выпускники школ сейчас обеспокоены процессом закрытия филиалов. Известно, что один из них в нашем городе был закрыт: не прошёл аккредитации. Как с этой проблемой в вашем филиале?
А.Д. Омарова: Сомнения совершенно оправданы. Но государственные ВУЗы, особенно инженерного профиля – это особое дело. Наш Минераловодский филиал успешно прошёл труднейшую процедуру аккредитации в 2012 году и признан Министерством образования России эффективным ВУЗом. Соответствующие документы лично может увидеть любой абитуриент.
Корр: Спасибо за беседу. Да, интервью с Вами даже меня заставило о многом задуматься, хотя в моей семье сейчас нет выпускников. Мы всё-таки очень стереотипны в мышлении…. Но когда вопрос касается наших детей, их будущего, не мифами надо руководствоваться, а информацию искать. Достоверную!